Новости

Мастер-класс Анатолия Мовляна в Омском Доме художника. Октябрь 2016. "Портрет. Живопись Алла-прима".

Сибирская история Анатолия Мовляна - художника педагога и рискового парня" - статья в американском журнале "International Artist Magazine" о Школе портрета.

Сибирская история: Анатолий Мовлян — художник, преподаватель и рисковый человек

Ольга Кримон

Я встретилась с Анатолием Мовляном в 2016 году на конференции The Art of the Portrait (Искусство портрета) под эгидой Американского Общества портретистов. Впервые участвуя в конференции, Анатолий получил Сертификат превосходства за свой остроумный автопортрет. Эта картина, его интерпретация человека, рассматривающего себя в зеркале во время бритья, была очень смелой и необычной и привлекла мое внимание несколькими неделями ранее, еще до моего приезда на конференцию. На конференции я познакомилась с ним и его женой Ольгой и была поражена его захватывающей историей. Вскоре я поняла, что он рисковый человек, и это относится не только к его профессии. Подумать только, он приехал в США из далекого сибирского города Омска, не зная языка и не имея знакомых в этой стране.

Анатолий — отважный и серьезный художник, который начал свою карьеру, когда ему было уже за тридцать, не имея раньше художественного образования; о нем никто не слышал, он не учился в академиях имени Репина или Сурикова. Он посветил много лет самообразованию, обучался по книгам, в частности, по «Технике живописи» Д.И. Киплика, которую он считает фундаментальным руководством для художников. Именно с этой книги начался его путь в живописи. Он сам прокладывал свой путь в мире искусства, и, состоявшись как художник, был принят в художественном сообществе. Кроме того, он является одаренным учителем, и вот об этом мне захотелось узнать подробнее.

Анатолий основал «Школу портрета Анатолия Мовляна» в Омске в 2008 году. Следующие три года он посвятил созданию добротной образовательной программы. Он жертвовал своим рабочим временем, чтобы достичь своей цели и дать своим студентам из далекого сибирского города ту возможность, которой был лишен он сам, а именно — возможность получить полноценное художественное образование в любом возрасте и на любом уровне. Кроме того, он стремился сформировать сообщество художников, создать товарищество близких по духу людей. Впоследствии он нашел единомышленников, которые присоединились к нему на этом пути, так что школа начала расти и развиваться, превращаясь в официальное учебное заведение. Быть может, его необычный путь одиночки породил в нем желание стать частью художественного сообщества единомышленников, которые бы разделяли его страсть. Заручившись своим первым успехом, Анатолий открыл свою вторую школу, на этот раз в Екатеринбурге.

Интересно было наблюдать, что он продолжал заниматься обучением даже во время конференции Общества портретистов. Находясь в другом полушарии, он получал электронные письма с работами своих студентов. Было видно, что ему очень важен их прогресс. Это черта настоящего учителя, и его гордость своими двумя школами и успехом своих студентов была очень заразительна. На протяжении многих наших разговоров в течение конференции, а потом и в переписке, я многое узнала от Анатолия о его подходе к искусству и к обучению.

Студенты Анатолия могут выбирать между годичным курсом натюрморта или трехгодичным курсом портрета. Также они могут остаться на четвертый год и окончить курсы рисования фигуры и живописи. Они изучают основные художественные дисциплины:  рисунок, живопись, скульптуру и историю искусств, посещая занятия три раза в неделю по 2,5 часа. На первом уроке они рисуют прямые линии, треугольники и окружности, акцентируя внимание на непрерывности линии.  За этим следует изучение перспективы. Затем студенты переходят к рисованию трехмерных объектов (кубов, шаров) в пространстве. Тоновые отношения (выявляемые за счет штриховки) являются фундаментальными (впоследствии понимание  тона переносится на живописные работы в технике гризайль в начале курса живописи). Именно этой теме студенты посвящают больше всего времени и сил. Правильные тоновые отношения — это залог успешного выполнения рисунка или живописных работ в будущем. После освоения тоновых отношений и выполнения живописных работ в гризайли студенты переходят к изучению цвета (цветовой круг, отношения теплохолодности, насыщенность).

По окончании занятий на конкретную тему (перспектива, тоновые отношения, анатомия…) уровень знаний студентов оценивается преподавателями. Студент может переходить к следующей теме только после того, как он в полной мере овладеет учебным материалом. Сами преподаватели также регулярно оцениваются учредителем, и их заработная плата напрямую зависит от этих оценок. В обеих школах ежегодно проходят выставки, где бок о бок экспонируются студенческие работы всех уровней и работы преподавателей. Это создает дух товарищества и теплые отношения, которые многие продолжают поддерживать в течение многих лет учебы и работы, в том числе и после выпуска.

Когда Анатолий рассказал о своих методах преподавания, я поняла, что они похожи на методы некоторых американских художественных студий, и это меня удивило. Анатолий совместил свои исследования методов русской художественной школы с методиками Нельсона Шенкса и Ричарда Шмида, а также некоторых других мастеров. Студенты регулярно копируют работы американских мастеров, чтобы понять их технику. Я не уверена, делают ли то же американские студенты с произведениями русских художников. Мне кажется, это прекрасный способ поучиться друг у друга! Кроме того, они копируют работы старых мастеров — Серова, Репина, Ван Дейка, Сарджента, а также хорошо знакомы  со многими современными американскими художниками и их творчеством.

И, конечно же, на студентов в равной степени влияют современные русские, украинские и прочие европейские художники. Благодаря связям, которые Анатолий установил в Москве и Санкт-Петербурге, в его школах узнают о некоторых наиболее выдающихся современных реалистах (и даже имеют их работы), таких как Николай Блохин (известный художник и преподаватель Академии им. Репина), Бато Дугаржапов (один из лучших колористов), Павел Рыженко, Александр Воронков и другие.

Каждый год в школах Анатолия предоставляются стипендии нескольким талантливым студентам. Одна из его школ даже оплатила обучение одному из студентов для изучения скульптуры в Чешской Республике. Анатолий и его жена настолько заинтересованы в успехе их студента, что даже сопровождали его туда, чтобы убедиться, что он успешно устроился и у него есть все необходимое для учебы. Они с такой гордостью говорили об этом студенте, что мне вновь стало очевидно, насколько они вкладываются в свою работу и своих учеников.

Методы, применяемые в школах Анатолия, оказались успешными. Многие выпускники поступили в высшие художественные и архитектурные учебные заведения Москвы, Санкт-Петербурга и даже Сан-Франциско. Многие из его студентов получают полную стипендию или правительственные гранты.

Преподавание — это для Анатолия больше, чем карьера. Он хочет оказывать влияние и развивать новое поколение художников, и он искренне верит, что его работа — это его предназначение. Он нашел свою цель в жизни. Я надеюсь, что он продолжит исполнять свою миссию с той же мощной энергией и вдохновением, которыми он делился со мной на протяжении тех трех апрельских дней на конференции Общества портретистов. В этом году во время конференции я получила намного больше, чем могла представить. У меня появился новый друг. Спасибо, Анатолий!

Ольга Кримон

Ольга Кримон родилась в Одессе, Украина, и получила высшее художественное образование в Казани, Россия. Она обладает степенью бакалавра Истории искусств и степенью MBA. Позднее она продолжила учебу под руководством Глена Орбика и Джереми Липкинга. Ее графической работе, «Yin and Yang», было присуждено первое место в номинации «Рисунок» на Международном конкурсе портретистов Общества портретистов в 2016 году.

Сейчас Ольга живет в Хермоса-Бич, Калифорния.

Она продолжила развиваться и повышать свое мастерство в Америке, занимаясь рисунком под руководством Глена Орбика и живописью у Джереми Липкинга. Кроме того, Ольга получила степень бакалавра по направлению «история искусств», и это находит выражение в том богатом визуальном ряде, который она использует, определяя свой путь в искусстве. Также она получила степень MBA, приобретя хорошую базу знаний по деловой стороне художественной карьеры.

Ольга Кримон продолжает оттачивать мастерство за счет независимых уроков и ежедневной практики. Со временем она выработала собственный стиль, основанный на фундаментальных принципах академического реализма, чувствительности к тончайшим переходам цвета и тона, но при этом смелом и энергичном движении и экспрессивной работе кистью. Живописные работы Ольги признаны Американским Обществом портретистов (3-е место на Международном конкурсе 2014, Сертификаты превосходства в 2011 и 2015 гг., Поощрительная премия для членов Общества в 2014 г.), а также были поощрены наградой American Art Collector Award of Excellence на Западноамериканском региональном конкурсе масляной живописи в 2014 году. Кроме того, она стала финалисткой Конкурса международного салона Art Renewal Center (ARC) International Salon Competition в 2015 году. Ольга участвует в выставках масляной живописи в рамках национальных показов Oil Painters of America (Масляная живопись Америки), American Impressionist Society (Американское общество импрессионистов), American Women Artists (Американские художницы). В процессе своего развития она находилась (и находится) под сильным влиянием Репина, Серова, Брюллова, Левитана, Крамского, Фешина и других титанов русской живописи. Затем она открыла для себя таких художников, как Сарджент, Цорн, Соролья и Сесилия Бо, и по сей день она продолжает изучать движение, смелые мазки кисти и тоновую организацию их работ.

Лауреат Всемирного конкурса портретистов под эгидой Portrait Society of America. Washington DC. Апрель 2016. Конференция и награждение